Батареи в современном доме совмещают отопительные и декоративные функции, посему периодически требуют ухода и обновления своего внешнего вида. Особенно это актуально после установки или ремонта, а также — при царапинах, сколах и потере привлекательного цвета.
Нынешний рынок стройматериалов представляет огромный ассортимент красок для батарей разнообразных тонов и фактур, позволяя подобрать наиболее подходящую для конкретного интерьера.
Правила выбора и разновидности
- Термоустойчивость — краска должна выдерживать не менее 100 °С.
- Износостойкость — для предотвращения быстрого истирания покрытия батарей.
- Нетоксичность — при нагревании краска плохого качества может источать вредные для здоровья человека вещества.
Этими свойствами обладают составы, предназначенные специально для радиаторов. Представлены они следующими видами:
1. Акриловые на основе растворителя. Достоинства — перед нанесением не обязательна грунтовка поверхности радиатора. Уровень вязкости краски акриловой для батарей меняется добавлением особого растворителя. Покрытие получается глянцевым и очень долго служит.
2. Акриловые водоэмульсионные (или водно-дисперсионные) краски для батарей. Самый популярный вид, что обусловлено отсутствием неприятного запаха, сохранением цвета в течении длительного времени и максимальной скоростью высыхания.
3. Алкидные краски. Отличаются прочностью и не меняют структуру под действием высокой температуры батареи. Среди минусов выделяют резкий химический запах, который плохо выветривается из помещения, а также склонность к пожелтению.
4. Масляные. Несмотря на бюджетную стоимость крайне редко применяются. Долго сохнет, источает сильный неприятный запах и препятствует нормальной теплоотдаче батарей. Такое покрытие вряд ли прослужит дольше года, так как оно склонно к растрескиванию.
Обзор популярных марок
Наиболее известной является краска для радиаторов отопления Dufa Heizkorperlack из Германии, произведенная на базе синтетических смол на основе 100 % акриловой дисперсии. Ею можно окрасить деревянные и минеральные поверхности, помимо металлических. Благодаря содержанию двуокиси титана высокого качества выдерживает повышение температуры батарей до 90 °С без пожелтения и растрескивания. В силу водной основы она практически не воняет, обладает хорошей адгезией и укрывистостью.
2. Профи.
При желании купить краску без запаха, следует обратить внимание на отечественную эмаль Профи от ООО «Предприятие ВГТ». Она прекрасно ложится на батареи и очень быстро сохнет. Возможно нанесение как на очищенный или новый радиатор, так и на старое покрытие. В последнем случае краска способна закрыть желтизну и сколы. Имеет белый цвет, сметанообразную консистенцию, не содержит растворителей в составе.
3. Parade.
Из продукции российских производителей сыскала славу Parade, изготовленная из импортного сырья на современном оборудовании. Отличается идеальной белизной. Краска обладает значительной укрывистостью, густотой и допускает колеровку. Покрывают ею батареи, используя как кисть, так и валик с распылителем. При выборе последнего варианта нужно правильно определить диаметр сопла. Краска полуматового цвета — любителям глянца она не подойдет.
4. Alpina.
Судя по отзывам о краске для радиаторов отопления Alpina Heizkorperlack WeiB, она характеризуется самой высокой стойкостью к пожелтению. Используется как для промежуточного, так и для финишного покрытия батарей и труб системы горячего водоснабжения. Легко наносится, быстро высыхает, устойчива к механическим воздействиям. В отличие от многих других видов — не разрушается под действием большинства абразивных моющих средств и обладает особой эластичностью.
Стоимость
Краска | Объем, л | Цена, рубли |
Dufa | 0,75 | 450 |
2,5 | 1390 | |
Профи | 0,5 | 120 |
1 | 230 | |
2,5 | 600 | |
Parade | 0,45 | 400 |
0,9 | 680 | |
2,7 | 1870 | |
Alpina | 0,75 | 540 |
2,5 | 1220 |
Подготовка и процесс нанесения
- Батареи очищают от старого или облупившегося слоя и ржавчины при помощи специальных растворов, которые наносят на поверхность, накрывая ее сверху пленкой для размягчения.
- Используя шпатель, пульверизатор или щетку из стали, с легкостью снимают покрытие. Рекомендуется защищать кожу и дыхательные пути, применяя респиратор и резиновые перчатки.
- Участки, пораженные ржавчиной, перед очередной покраской обязательно должны быть зачищены до металла.
- Батарею ошкуривают наждачной бумагой и выполняют обезжиривание уайт-спиритом.
- Наносят антикоррозийную грунтовку (советуют алкидную) для защиты от образования ржавчины.
Процесс покраски во многом зависит от выбранного вида эмали. В качестве инструмента для покрытия идеален поролоновый валик с малым диаметром, для труднодоступных ребер батареи лучше запастись кистью. Важно, чтобы радиатор был холодным, иначе краска ляжет неровно и вздуется, что приведет к появлению пятен и разводов. Включать батареи допустимо лишь после полного высыхания.
Для удобства можно прибегнуть к использованию баллончиков и краскопультов. Сам процесс начинают с покраски труднодоступных участков. При этом важно наносить слои одинаковой толщины, чтобы получить однородный тон, и начинать с верхней части батареи, тогда случайные потеки не испортят нижнюю. Мастера рекомендуют покрывать конструкцию полностью, не ограничиваясь видимой частью. Для эффективности после высыхания первого слоя наносят второй — это обеспечит особую прочность покрытию.
Отзывы
Антон Иванов, Москва.
«Выбрал краску Aqua-Heizkorperlac Dufa, так как задумал ремонт осенью и не было возможности отключить на целые сутки батарею. Температура за окном составляла 5 °С, поэтому теплоноситель в радиаторах не сильно прогревали, где-то до 40 °С. Боялся наносить в таких условиях, но продавец заверил, что этот вариант применим даже при горячих батареях. И правда — краска не вздулась, отлично держится уже несколько лет».
Руслан, Краснодар.
«Хотел, чтобы батареи имели ярко выраженный глянцевый блеск, что обусловило мой выбор в пользу акриловой эмали с основой из органического растворителя. Получилось очень стойкое однородное покрытие — мне нравится. Единственное — при окраске от едкого запаха не спасала даже марлевая повязка и потом еще неделю мучились с его выветриванием. В следующий раз запасусь качественным респиратором и сразу после завершения ремонтных работ на неделю уеду на дачу, чтобы не рисковать здоровьем».
Иван, Казань.
«В первую очередь я ориентировалась на безопасность и стоимость краски термостойкой для батарей, поэтому купила отечественную VGT Профи. Покрывала радиаторы во всей квартире, ушло всего 5 л, за которые отдала 1 200 рублей. Результат радует прекрасным видом на протяжении 3 лет. Вот только наносить лучше баллончиком — от кисточки остались небольшие следы, хотя они практически незаметны».
Дарья Романова, Санкт-Петербург.